В минувший вторник Госдума в третьем, окончательном, чтении приняла закон «об изоляции Рунета», как его окрестили в СМИ. Его действие частично стартует с 1 ноября этого года, а ещё задолго до принятия он подвергся критике со стороны операторов, правозащитников, технических специалистов и даже членов правительства. Однако его уже приняли — осталось провести закон через Совет Федерации и положить на подпись президенту. Но куда интереснее, чем он может обернуться для обычных пользователей.
Ковровые блокировки и тотальный контроль
Главным нововведением закона станет то, что Роскомнадзор получит эксклюзивные права по контролю Рунета. Это позволит ему блокировать сайты, фильтровать трафик и отслеживать активность пользователей.
Предполагается, что это будет осуществляться с помощью технологии DPI (глубокий анализ пакетов или Deep packet inspection), хотя недавние события в «Яндексе» показали её неэффективность. Более того, в мире не существует настолько продвинутых DPI-систем, которые бы могли обрабатывать данные, не снижая скорости соединения. Наконец, это банально дорогие «игрушки», потому неизбежным будет второй пункт.
Падение скорости
Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев считает, что для пользователей наступит новая эпоха — эпоха замедленного соединения.
«Речь идет о задержках в миллисекунды, но в современном мире они воспринимаются смартфоном или вашим iPad как разрыв соединения. Вы можете иметь проблемы с удаленной работой с клиентами, доступом к каким-то сервисам, даже таким привычным, как поисковики, онлайн-банкинг, цифровое телевидение. Ваш телевизор перестанет понимать, есть сигнал у него или нет, и в какой-то момент изображение у вас будет останавливаться», — заявил он.
Безусловно, технологии кеширования отчасти стабилизируют ситуацию, но не слишком сильно, если коннект будет рваться каждые несколько минут. Однако и это не самое интересное. Ведь установка DPI-систем так или иначе отразится на карманах пользователей.
Рост цен
Хотя в бюджете заложены затраты на оборудование в размере 30 млрд руб, это не решит всех проблем. Во-первых, затраты могут увеличиться ещё не раз. Первоначально цена была 20 млрд, потом она выросла. Во-вторых, не учтены издержки, которые, вполне возможно, переложат-таки на операторов.
«Несмотря на то, что государство будет нести основную массу расходов, какую-то их часть возьмут на себя операторы связи. Государство закладывает деньги на покупку этого оборудования, но не на его установку, обслуживание и модернизацию. Между тем, это всё стоит денег», — заявил гендиректор Института исследований Интернета Карен Казарян.
Подробности закона
А вот с этим совсем плохо. На данный момент неясно, в каких случаях Роскомнадзор запустит режим изоляции Рунета, какое оборудование надлежит установить провайдерам, кто будет его производить и сертифицировать, и так далее. При этом ответственности за сбои в работе Сети никто нести не будет. Что касается блокировок иностранных сайтов, то, учитывая ситуацию с мессенджером Telegram, это вряд ли получится. Да, у властей есть претензии к Google, Facebook и Twitter, но пока они ограничиваются скромными штрафами.
Руководитель общественной организации «РосКомСвобода» Артем Козлюк полагает, что в этом плане ситуация будет зависеть от желания иностранных компаний остаться на российском рынке.
Что в итоге?
По сути, «закон о суверенном Рунете» может сделать одну-единственную вещь — усложнить россиянам доступ к ряду сервисов при частичном отсутствии аналогов. При этом участники рынка не исключают, что система просто не заработает. Однако заплатить за неё, очевидно, придётся.
Отметим, что ранее сенатор Андрей Клишас, который является соавтором закона, заявил, что в регионах прошло некое тестирование схемы изоляции, и это якобы не вызвало проблем. Но в «Яндексе» с этой оценкой решительно не согласны, хотя пресс-служба компании позже и опровергла связь между сбоями сервисов и тестированием.