Несмотря на то, что выпуск
перспективных процессоров Broadwell запланирован лишь на вторую
половину следующего года, компания Intel открыла сообществу
разработчиков доступ к предварительной версии Linux-драйвера
для входящего в состав этого чипа графического ядра. Напомним, ранее
неоднократно указывалось, что процессоры Broadwell будут представлять
собой новое воплощение текущей версии микроархитектуры Core, выполненное
с применением нового
полупроводникового технологического процесса с 14-нм нормами и вторым
поколением трёхмерных транзисторов. Однако анализ ставшего доступным
драйвера позволяет утверждать, что верно это лишь для традиционных
вычислительных ядер. Графическая же часть Broadwell претерпит обширную
переработку и станет значительно улучшенным вариантом графики Intel HD
5000 (Iris) из процессоров поколения Haswell. Иными словами,
применительно к Broadwell принцип «тик-так» будет работать только в
отношении вычислительных ядер, графическое же ядро давно подвергается
архитектурным изменениям на каждом цикле разработки, и новые чипы не станут исключением.
В прошедшие выходные Intel выпустил 62 патча для ядра Linux, реализующие поддержку графического ускорителя Broadwell в драйвере
Intel Linux DRM (Direct Rendering Manager). Анализ исходного кода этих
изменений проливает свет на то, чего можно ожидать от следующего
поколения интеловской графики. В своём комментарии один из разработчиков
драйвера, Бен Видавски (Ben Widawsky), обрисовал изменения так:
«Графика Broadwell привнесёт огромные новшества в исполнительном
конвейере и управлении памятью на стороне GPU. Они сравнимы с теми
переменами, которые произошли при переходе от третьего к четвёртому
поколению интеловской графики, и это, не считая изменений на уровне
кремния». Говоря о третьем и четвёртом поколении, разработчик, очевидно,
имел в виду тот впечатляющий шаг, который сделал интеловский GPU в
2005-2006 годах, когда на смену GMA 950/900 пришла серия GMA X3000/3000.
К слову, современное графическое ядро Haswell относится к седьмому
поколению.
Впоследствии, графическое ядро Intel GMA было модернизировано и
переродилось под именем HD Graphics. Теперь же, начиная с процессоров
Ivy Bridge, оно довольно быстро развивается в направлении увеличения
производительности и даже может рассматриваться как игровое решение
начального уровня. С каждой новой версией микроархитектуры мы видим
примерно 20-процентный рост скорости, однако до сих пор этот прогресс
достигался небольшими эволюционными улучшениями графического ядра. В
восьмой версии GPU, которая будет реализована в процессорах Broadwell,
можно ожидать более впечатляющего прироста быстродействия, который, по
предварительным оценкам, достигнет 40-процентной величины. Это может
означать, что Broadwell позволит даже запускать 3D-игры на встроенном
графическом ядре в FullHD-разрешении.
Углубляясь в детали, можно отметить произошедшую в перспективном GPU
реорганизацию регистров прерываний, приближение таблицы страниц памяти к
традиционной для x86-архитектуры структуре, увеличение адресного
пространства, изменение формата таблицы трансляции адресов и прочие
подобные изменения. Иными словами, пока на поверхности оказались лишь
низкоуровневые изменения в графическом конвейере и системе работы с
памятью. О тех же изменениях, которые должны быть интересны для
пользователей, а не разработчиков, очевидно, мы сможем узнать позднее.
К сказанному остаётся добавить, что если исключить из рассмотрения
новый GPU, то процессоры Broadwell представляют собой перевод
микроархитектуры Haswell на 14-нм производственную технологию. Но
благодаря одному этому изменению Intel обещает примерно 30-процентное
снижение энергопотребления.
Источник
|