Недавно стало известно, что российское издательство "Акелла" на грани банкротства. Одними из главных причин такого события стало полное игнорирование консолей PlayStation 3 и Xbox 360 на рынке СНГ, кроме того полное отсутсвие проектов собственной разработки.
По данным газеты "Маркер", издательство не получает прибыли с 2009 года работая в ноль.
Владимир Курд, вице-президент "Акеллы", заявил, что в России консольные игры за последние годы сильно выросли и уже обогнали по оборотам продаж российский рынок РС-игр. Так же по словам Владимира огромную роль в банкродстве компании сыграло пиратство на РС, отмечая то, что на консолях оно значительно ниже, "а уровень консольной аудитории - премиум".
За этот год единственным крупным проектом для издательства "Акелла" стал Risen 2: Темные Воды, чья локализация стала насмешкой как журналистов, так и игроков.
Компания «Акелла», разработчик, издатель и дистрибутор компьютерных игр, может скоро обанкротиться — притом что до кризиса она занимала ведущие позиции на российском рынке. С 2009 года «Акелла» не получает прибыли, у нее нет проектов, которые могут выстрелить в ближайшее время. Последней каплей стало начало тяжбы с Судостроительным банком (СБ Банк), который потребовал возврата кредита в размере 151 млн рублей. Если «Акелле» не удастся договориться с СБ Банком, не исключена подача заявления о собственном банкротстве в арбитраж. Об этом «Маркеру» рассказал вице-президент компании Владимир Кудр. Причина всех бед «Акеллы» в том, что компания игнорировала тенденции и не перешла в онлайн.
Несговорчивый банк может довести до краха
«Акелла», названная в честь вожака стаи волков из сборника рассказов Редьярда Киплинга, основана в 1993 году. Многие геймеры со стажем впервые познакомились с «Акеллой» по локализациям импортных игр (Planet of Death, Prince of Persia и др), не всегда легального происхождения. Компания набирала обороты и к 2007 году выпустила около 600 наименований игр, до кризиса их число превышало 1 тыс. В собственной разработке компании и партнерских студий находилось около 60 игр.
Но сейчас у «Акеллы» проблемы. К компании подан иск на 151 млн рублей в Арбитражный суд Москвы — Судостроительный банк требует возврата долга по кредитному договору. В СБ Банке от комментариев отказались, отметив, что не предоставляют информации, касающейся просроченной задолженности.
По словам вице-президента «Акеллы», если с банком не удастся урегулировать вопрос мирным путем, не исключено, что компания подаст в суд заявление о собственном банкротстве.
— Если мы договоримся с банком, все нормально будет, — отмечает вице-президент «Акеллы». — В противном случае будем решать вопрос иначе. Будем разбираться.
Нулевая прибыль и пятикратные сокращения
Владимир Кудр пояснил, что финансовые проблемы у компании начались в кризис. До 2008 года у «Акеллы» было несколько офисов, теперь остался один — у метро «Савеловская» в Москве. Штат компании, который насчитывал 250 человек, пришлось сократить практически в пять раз — «осталось несколько десятков работников».
Проектов, которые могут «выстрелить» и принести компании деньги в ближайшее время, нет, говорит Кудр.
— Проекты есть, но они могут дать ход только в долгосрочной перспективе (2–3 года). В течение этого года у нас нет проектов, которые принесут прибыль. Текущие продукты выходят в фоновом режиме и революционных скачков не дают. Также начиная с 2008 года у нас нулевые результаты — ни убытков, ни прибыли. Плюс-минус ноль. Участники, которые занимаются розничными продажами, а не специализируются на онлайн-играх, несут серьезные потери в связи с падением розничного игрового рынка. Все уходит в интернет. В прошлом году розничный рынок упал на 30%, в этом году ожидается не меньшее падение. Сейчас его объем превышает $400 млн.
Не поспели за трендами и пиратами
Причин падения две, говорит Кудр. Во-первых, идет размывание игрового рынка: образовались новые сегменты индустрии — консольные игры (для Xbox и Playstation, они выросли и обогнали продажи PC-рынка) и интернет-игры (онлайновые и социальные игры, а также цифровая дистрибуция — скачивание игры с сайта за деньги). Процесс, который описывает Кудр, уже давно произошел с музыкальной индустрией: сегодня все треки скачиваются из интернета, следующим был DVD-сегмент. Теперь на очереди — компьютерные игры.
— Особенно тенденция видна в последнее время, — говорит Кудр. Раньше-то как было: одно дело скачать песню размером 3 Мб, и совсем другое — компьютерную игру в 5 Гб. Но сегодня интернет настолько проник и скорость так высока, что скачать подобную игру не составляет проблем.
Собеседник также сетует на пиратство, указывая, что половину рынка оккупировали пираты, а уровень пиратства приблизился к отметкам 2000-х годов, когда повсеместно на лотках продавались пиратские диски.
— Это касается и розницы, и цифровой дистрибуции, — продолжает Кудр. — Единственное, на консольном рынке уровень пиратства существенно ниже и уровень аудитории — премиум. Цифровая дистрибуция проникнет на консольный рынок только через 2–3 года.
— В нашей индустрии нужно очень быстро бежать, чтобы стабильно стоять на месте, а не регрессировать. Если бежишь недостаточно быстро, начинаются проблемы. Так что все закономерно, — комментирует президент и основатель Nival Interactive Сергей Орловский.