В среде просвещённой аудитории мировых интернетов бушуют и не думают
утихать яростные споры о том, какой способ управления нарисованными на
экране человечками наиболее удобен: кнопочно-перемещательный или
тыкательно-нажимательный. Адепты первого ожесточённо отстаивают
тру-статус верной мыши и проверенной клавиатуры, а поборники второго
единостикно и однотриггерно голосуют за геймпады. Имея некоторое
представление как о виртуальном, так и реальном прицеливании из
различных видов оружия, решительно решил раз и навсегда примирить два
враждующих лагеря.
Когда-то, в седые времена семилетней давности, довелось мне
служить в отечественной морской пехоте. Службу проходил в
разведывательно-десантной роте 810 Отдельного полка (ныне бригада) в г.
Севастополе. И вот, значится, иногда давали нам пострелять. То бишь, не
реже одного раза в две недели, а то и чаще, дружной толпой, надев на
морды противогазы и взвалив на плечи ящики с патронами (в довесок к РД,
бронежилету и оружию), неслись, подгоняемые офицерами и старослужащими,
из части на полигон.
По факту прибытия на стрельбище начинали происходить
занимательные вещи, вступающие в резкий диссонанс с мировоззрением
любого добропорядочного разоблачителя: мы там стреляли.
Любому мывсеумрёмщику хорошо известно, что патронов в армии не дают, а
присягу принимают с черенками. Спешу разочаровать: патронов дают
столько, что от них начинает тошнить. Количество забегов от траншеи до
пункта выдачи боеприпасов не поддаётся подсчёту. Дело усугубляют
коварные дедушки, заставляющие не стоять, щёлкая клювом, а заряжаться
ещё и продолжать стрелять.
Но тоталитарная система идёт дальше: она устраивает БСО, то бишь
боевые стрельбы отделений. Это когда отделение не сидит в траншее, а
выходит на стрельбище и на бегу отрабатывает применение оружия по
мишеням. Словами — не передать. Ощущение — будто ты на войне или минима
на спецоперации. Довелось быть в составе отделения, эти самые стрельбы
выигравшего. Ну, то бишь, метче всех в роте попали и быстрее всех
отстреляли. Всё это к тому, что представление об особенностях стрельбы
как с места, так и в движении лично я, в отличие от многих
онлайн-экспертов, имею, а потому смею претендовать на некоторую
объективность.
Тут анонимус внезапно спросит: а как вышеизложенное связано с
геймпадами? А напрямую. Что характерно для стрельбы из настоящего
оружия? Прицел оружия постоянно норовит уйти от цели. Человек устроен
так, что неподвижно зафиксировать ствол в одной точке ему крайне трудно.
Необходимы длительные и упорные тренировки, чтобы добиться мало-мальски
похожего на такую фиксацию эффекта. Всё это очевидно и известно
каждому. Но как с этим обстоят дела в играх? Сообщаю: обстоят неважно.
Никакое «плавание» ствола в руках игрового персонажа не идёт ни в какое
сравнение с тем, как ствол «плавает» в жизни. Более того. Даже если в
жизни тебе удалось зафиксировать цель, перед самым открытием огня в дело
вступает новый фактор: ты давишь на спусковой крючок, и оружие,
особенно если ты неопытен, обязательно смещается в ту или иную сторону.
Потому что для совершения выстрела ты напрягаешь одни и расслабляешь
другие мышцы, в том числе те, которые только что прочно удерживали
ствол. Если же ты дёргаешь резко, как делают все новички, шансы попасть
исчезают совсем.
А что же в игре? В игре ничего подобного нет. Мало того, что
навести прицел на цель там гораздо проще. Там нет главного: возможности
ухода ствола с правильной траектории в момент выстрела из-за
особенностей работы мышц кистей рук. То бишь, если ты с двухсот метров,
даже не зажимая правую мышиную кнопку или левый геймпадный триггер,
навёл перекрестье на цель, будь уверен: попадёшь. Подобная схема широко
применяется во многих играх. Например, в «Сталкере». При наведении на
цель перекрестье краснеет, и пользователь едва ли не с полукилометра
способен попасть в голову из АКСУ. А если в игре ещё и нет баллистики,
звонкие хедшоты – вообще не проблема.
Что получаем на выходе? На выходе каждый 13-летний «отец» CS 1.6
выбивает десяток хедшотов с разворота в прыжке за один матч, половину
из которых он лупит с 200 метров. Хочется спросить: добавилось или
убавилось бы у тебя прыти, заставь тебя разработчики делать то же самое
на геймпаде? Полагаю, ответ очевиден. Попробуй не то что попасть, а хотя
бы так же шустро навести перекрестье на цель с помощью правого стика.
Получается? Наверное, если бы получалось, столь яростные баталии на
форумах никогда бы не закипели. А они в наличии.
Что из этого следует? Из этого следует, что прицеливание и
стрельба с помощью геймпада, всё ещё оставаясь бесконечно далёкими от
реалистичности, тем не менее находятся во много раз к этой самой
реалистичности ближе, нежели прицеливание и стрельба с помощью мыши. Да,
вот такой неутешительный для прихожан храма ПК вывод. К тому же, на
джойстике (особенно от Xbox 360) есть «триггеры», то бишь спусковые
крючки, и при стрельбе ты веришь, что ведёшь огонь. А на мышь ты
вынужден давить сверху вниз, что, мягко говоря, ничего общего со
стрельбой не имеет.
Держать геймпад и удобнее, и приятнее
Претендовать на маломальскую объективность мне позволяет не
только опыт стрельбы из настоящего оружия, но и опыт уже непосредственно
игровой: владею ПК и обеими консолями, то бишь могу сравнивать и
анализировать. И скажу страшное: пару лет назад, после закупки консолей,
всякое желание возвращаться в скрюченную позу перед маленьким
экранчиком пропало начисто. Развалишься в кресле, устремишь орлиный взор
в телевизорище — и знай себе отстреливай вражин.
Компромиссное решение
Версия свежеподоспевшего «Эффекта массы 3» для ПК дружить с
геймпадом отказалась, но была принуждена к дружбе с ним при помощи
отличной программы Xpadder. Труднее ли играть на геймпаде в сравнении с
клавиатурой и мышью? Да, немного. Интереснее и удобнее ли играть на
геймпаде в сравнении с клавиатурой и мышью? Да, безусловно.
Xpadder — программа для настоящих предателей Культа
И анонимус спросит: как же так? А я отвечу: вливайся в ряды нас,
тупых приставочников. Прекращай заливать про несусветную разницу в
графике между версиями для ПК и консолей, прекрасно зная, что она во
всех случаях косметическая. Попробуй хотя бы раз всерьёз овладеть
геймпадом. Докажи всем, что ты не фейковый «отец», а тру-боец, способный
выносить всех на чём угодно, а не только вешать бессмысленные посты о
том, что «ПК-шники рвут консолоту». Да, рвут. Только «консолоте» до
этого никакого дела нет. Она играет в игры и получает от них
удовольствие, а не меряется половыми органами, потому что в массе своей
куда старше, чем все «отцы». Играй, геймпад постигай, и да пребудет с
тобой сила джедаев!
Источник
|