Вторая мировая в шутерах обычно показывается глазами простого пехотинца, который при помощи внушительного арсенала и крепкого словца убивает десяток-другой немцев за один заход. И очень редко герою приходится изменять своим принципам, беря в руки снайперскую винтовку. А когда возьмет, то процесс отстрела будет обставлен до безобразия просто: прицелиться, «задержать дыхание», выстрелить – подумаешь, проблема. Студия Rebellion поняла, что такое положение дел нужно менять. И в 2005 году компания выпустила Sniper Elite – игру, где большую часть времени нужно было ползти на брюхе мимо патрулей, затем пробираться на крышу какого-нибудь здания, оценивать обстановку, прицеливаться, несколько минут подстраиваться под скорость ветра и дальность, чтобы совершить один-единственный выстрел. Потому что снайперам нельзя промахиваться.
Спасение умов
Не совсем понятно, почему спустя семь лет с момента выхода оригинала разработчики решили выпустить сиквел. Первая часть была добротным проектом, но исключительно на любителя. Продолжение сохранит традиции Sniper Elite, то есть никаких кардинальных изменений не предвидится. Нельзя сказать, что это плохо, ведь проект был действительно качественным. Одним из немногих, где требовалось сначала очень хорошо подумать и только потом спускать курок.
В сиквеле нам отводится роль Карла Фэирберна (Karl Fairburne), американского снайпера. Вторая мировая подходит к своему логическому завершению, русские и союзники идут на Берлин. Но в столице Германии находятся инженеры и ученые, располагающие крайне важными сведениями касательно вооружения, секретных разработок и других проектов, способных серьезно увеличить военную мощь того, в чье распоряжение они попадут. Так что СССР и США страсть как хотят заполучить яйцеголовых. Фэирберну предстоит нелегкая задача: найти и доставить живыми за океан всех этих изобретателей или убить их (чтобы парням по другую сторону железного занавеса не достались).
Один против всех
По геймплею Sniper Elite V2 больше всего походит на стелс-экшен. Карл вполне естественно прячется за укрытиями, по-тихому устраняет противников и отсиживается в тени. К огнестрельному оружию прибегать крайне не рекомендуется – местоположение мигом вычислят, а в одиночку перестрелять отряд немцев вряд ли получится. Это все-таки не рядовой шутер.
Главное для снайпера – занять удобную позицию. И почти всегда ей оказывается крыша какого-нибудь высокого здания. Там и патруль, скорее всего, не появится, и обзорность в разы лучше, чем с земли. Но до удобной дислокации нужно еще добраться, что и займет большую часть игрового времени. «Стелса» здесь и вправду много, а альтернативы ему нет, поскольку в открытом бою Карл погибает слишком быстро. Главный козырь американского стрелка – внезапность. Ведь противник не подозревает о том, что вон в тех кустиках, которые он собирается посетить по зову природы, вполне может сидеть в засаде наш герой. Убивать каждого встречного не обязательно, даже наоборот, высшим мастерством считается забрать жизнь только у цели. Но удастся это лишь самым усидчивым игрокам, потому как патрулей здесь много, а выжидать удобный момент, дабы еще на пару метров приблизиться к нужному зданию, хватит терпения не у всех.
К счастью, противники нам достались далеко не самые умные и зоркие. В Sniper Elite V2 перекочевали все недуги стелс-экшенов: патрули могут не видеть вас в упор, зато слышат перекатывание от одного укрытия к другому за километр. А могут и не услышать – все зависит от ситуации. Словом, если приноровиться к игровым условностям, то незаметное перемещение не станет серьезной проблемой. А дальше, словно вознаграждая игрока за упорство, начинается самое интересное.
Необходимые приготовления
В Sniper Elite V2 венцом уровня является подготовка и собственно выстрел из снайперской винтовки. На повестке дня у «зоркого глаза» несколько задач: отметить местоположение врагов и цели, продумать пути отхода, поискать вражеских снайперов – в этом разработчики не ограничивают нас по времени.
Кстати, наибольшую угрозу представляют именно «коллеги» Карла, а не тяжелая бронированная техника или многочисленные патрули, как можно подумать. Во-первых, других снайперов трудно найти: они ведут себя соответствующе и стараются не раскрывать своего укрытия. Во-вторых, элита вермахта тоже стремится занять позицию, с которой просматривается крупный участок, поэтому вполне возможно, что дуло немецкой винтовки уже глядит именно на Фэирберна.
Однако в большой степени проблемы будут зависеть от уровня сложности – здесь он значительно влияет на игровой процесс. Если легкий уровень представляет собой банальный тир, то на сложном раскроются все особенности стрельбы из снайперской винтовки. Все оружие имеет максимально достоверные характеристики, так что искушенные любители «стволов» в полной мере смогут насладиться разницей в поведении различных образцов.
В общем случае работа Карла выглядит примерно так. Сперва заглядываем в прицел. Нам нужно знать расстояние до цели, скорость ветра и направление движения мишени, если она перемещается. Необходимо привыкнуть к тому, что для точного попадания перекрестие далеко не всегда должно быть направлено непосредственно в голову недруга – важно корректировать наводку с поправками на конкретные условия. Наконец, осталось задержать дыхание нажатием кнопки и спустить курок. Если все приготовления были выполнены правильно, то пуля попадет точно в цель, а камера в замедленном времени покажет, как она вгрызается в противника.
Но и на этом миссия не закончена, ведь нужно еще незаметно скрыться. Что весьма затруднительно, учитывая воющую сирену, подтягивающиеся патрули и гремящий неподалеку танк. С последним довольно легко расправиться: пара метких выстрелов в бензобак, и только. Теперь лишь пара удачных забегов от укрытия к укрытию отделяет Карла от последней контрольной точки, завершающей задание.
Начеку
Игра выходит уже в апреле текущего года, но пока что лишь на консолях. Версия для персональных компьютеров будет выпущена, вероятно, чуть позднее. Объясняется такая задержка стандартной фразой: «Мы хотим сделать РС-версию лучшей». Скорее всего, как и в случае со многими другими мультиплатформенными проектами, на компьютеры заглянет обычный порт с Xbox 360. Но, как говорит Rebellion, значительно доработанный и с поддержкой всех новомодных фишек – обладатели топовых систем останутся довольны.
Судя по всему, в Sniper Elite V2 будет интересно играть. Главное – понимать, что это не Call of Duty, а экшен с элементами «стелса», в котором прятаться нужно гораздо чаще, чем стрелять.