Данную статью написал наш знакомый, который пожелал остаться в тени… И да, тут очень много текста, но будет интересно.
Государства, придуманные уважаемым паном, не отличаются подробно разработанным лором. Мир "Ведьмака" глубоко ориентирован на субъект личности, но в то же время, по выражению одного умнейшего человека "здесь не мир крутится вокруг героя, а герой крутится вокруг мира".
Но несмотря ни на что, государства Севера очаровывают и притягивают. У каждого из них своя атмосфера, дух, стиль поведения и мало-мальски хорошо прописанный правитель. Откровенно говоря, чёрт его знает как это удалось Сапковскому, я до сих пор не понимаю как можно с помощью минимальных средств описания создать такие яркие и ни на что не похожие государства. Вроде бы это рядовые монархии, коих моря и океаны в фэнтези-мирах, но в "Ведьмаке" они обладают особым шармом.
И самое очаровательное государство на карте Ведьминлэнда — это, без сомнения, Нильфгаард.
От одного этого слова при первом прочтении саги у меня пошли мурашки по коже. Нильфгаардская империя — это звучит. Звучит красиво, мощно и страшно, как и полагается настоящей империи.
Благодаря игровому дизайну имперцев и прекрасным акцентам книги на крылатых шлемах солдат в чёрной броне, Нильфгаард приобрёл одну очень важную черту, которой нет у остальных государств мира сего. Это стиль. У "чёрных" есть своя, ни на что не похожая эстетика.
Нильфгаард вобрал в себя множество узнаваемых черт самых внушительных европейских империй, но при этом не является калькой ни с одной из них. Да, это огромная империя во главе с тираном-императором, но где мы таких не видели? Да, её армия невероятно дисциплинирована и носит устрашающую чёрную форму, но опять же – «ряженых под рейх» мы видели столько, что уже и не счесть. Да, все нильфгаардцы поголовно убермилсдари, сверхпатриоты и воинственные солнцепоклонники, но… всё ли в таком кратком описании соответствует образу, созданному вселенной «Ведьмака»? Одновременно и да, и нет. Несмотря на кажущуюся очевидность заимствований, пафосную и грозную атмосферу «Империи Зла», Нильфгаард далеко не таков, каким может показаться на первый взгляд.
Книги дают нам очень скудное представление о «чёрных», любые сведения об истории этнографии мира сага доносит до читателя, урывками, постепенно. Но факт – сведений вполне хватает для того чтоб представить себе образ Нильфгаардской Империи как прежде всего угрозы королевствам Севера, огромной милитаристкой машины.
Неизвестно — хвалить или ругать пана за такой малый объём сведений о собственном Ведьминлэнде? Там, где иной автор подробно и дотошно расписал бы устройство государства и этнографию, щедро облив читателя лором, Сапковский донельзя скуп на слова. Когда-то я считал это признаком нежелания прорабатывать мир и карту, определённой разновидностью типичной польской халтуры, но со временем понял что ошибался. Плох тот автор, который вместо построения логичного сюжета и сосредоточения на действиях персонажей углубляется в объяснения за объяснением. Такая манера повествования – бич современной фантастики, и «Ведьмак» чудесным образом избежал участи стать сборником этнографии страны Никогда-Никогда, как выражается Сапек. Благодаря кропотливой работе фанбазы, составивших более-менее внятную хронологию, карты и собравших воедино книжные вырезки-описания гос. устройства и истории стран (чаще всего делая вывод из косвенных источников, все помнят знаменитый пример с карпами императора Торреса) , мы имеем удивительную, красивую, пускай и полную пробелов (пробелищ!) картину мира. И Нильфгаардской империи — в частности.
Что такое Нильфгаардская империя?
Вопросы возникают уже насчёт «империи», не говоря уж о том, насколько она «нильфгаардская». Какой смысл вкладывается в эти слова? Как уже говорилось раньше, нам мало известно о подробностях гос. устройства и внутренней жизни Юга, но из того что мы имеем можно сделать несколько твёрдых выводов.
Южное государство огромно, многонационально, многоукладно, иерархично и намного опережает королевства Севера в плане достижений науки. Но гораздо интереснее было бы увидеть причины появления в руках правителя Юга такой мощи, стольких интеллектуальных, военных и культурных ресурсов, которые обеспечили «чёрным» доминирующее положение на континенте.
Нильфгаард даже в самых ранних упоминаниях предстаёт перед нами как империя. Возглавляемая, собственно, первым императором Торресом, и никакого нильфгаардского королевства/республики /города мы в хронологии не видим. Как известно, нельзя стать императором просто по своему хотению. Для того чтоб носить это гордое звание, необходимо иметь несколько важных предпосылок.
Первое: император должен возглавлять по-настоящему сильную армию, и сам – быть воином. Сущность любой империи по очевидным причинам составляют бесконечные завоевания до тех пор, пока государство не пересытится и лопнет как чрезмерно раздувшийся мыльный пузырь.
Второе: у императора должна быть империя, а это, собственно, довольно растяжимое понятие. Если обратиться к энциклопедическому определению, то мы получим «могущественную державу, объединяющую разные народы и территории в единое государство с единым политическим центром, играющую заметную роль в регионе или даже во всем мире». Ключевые слова в этом определении – «разные народы и территории». По всей видимости, Нильфгаард уже на старте хронологической карьеры (первое упоминание – 1135-ый год н.э.) имел в своём составе уделы других государей или удерживал в границах двунадесять языков и народов – т.е. этногенез нильфов был чем-то похож на римский. Бесконечные усобицы меж разными племенами, которые вылились однажды в союзный пакт, заложивший фундамент новой нации. Нации, которая смогла подмять под себя близлежащие государства без особого труда (всего-то за сотню лет – весь Юг!), пользуясь находящимися под рукой ресурсами.
Третье: Торрес должен был иметь сильные культурные предпосылки для принятия на себя императорского венца. Конечно, история знала случаи, когда государи сначала захватывали себе побольше земель и приобретали большое число сторонников, и лишь затем волшебным образом обзаводились благородной родословной и необходимой для принятия трона легендой об избранности (например, история аббатства Сен-Дени и «трона Дагоберта», своевременно использованная Наполеоном), но некоторые наводки позволяют судить о том, что у первого императора «чёрных» и вправду были какие-то права. Начать хотя бы с того, что на карте мира больше нет других империй, и фактически Торрес был единственным притязателем на громкое звание «собирателя земель юга», а впоследствии – и Севера, но об этом позже.
Подводим итог: нильфгаардцы изначально обладали очень воинственным нравом, исключительной культурой и чем-то вроде casus belli, «повода к войне» против остальных народов. Если в Северных войнах главные мотивы вторжения нильфгаардцев носят весьма прозаичный характер – шовинизм пополам с жадностью промышленников, подталкиваемый идеями «нильфгаардского превосходства», то есть резон полагать что некогда этот народ воевал не только из-за желания прибрать к рукам побольше земель и ресурсов.
Одной из самых любопытных деталей имперской культуры является то, что нильфы отводят Всеобщему человеческому языку второстепенную роль, предпочитая говорить на собственном диалекте Старшей Речи. Этот диалект напоминает реальный валлийский, в который добавили изрядное количество немецких корней. Например, отец по-нильфгаардски это «фатхайр» или «фатхер». Столь же ярко по-немецки звучит прощание: «Ард данк». В общем и целом, очевидно, что Сапковский при создании образа Империи Зла руководствовался паттернами Второй и Первой мировых войн, и в сценарии Второй Северной очень часто угадываются черты одной из них. Чёрная немецкая форма и характерные шлемы, чёткое подразделение групп армий, жёсткая иерархия и почти азиатская, дикая дисциплина – всё это узнаваемо и страшно для жителя Европы, до сих пор для нас нет ничего страшнее германского гения. Смесь немецкой военщины и высокой эльфской культуры – вот что такое Нильфгаард. Нам неизвестно кем были так называемые «чёрные сеидхе», проживавшие в пустыне Корат, но очевидно, что их культура произвела сильнейшее влияние на людей, в будущем ставших нильфгаардцами. Эти сеидхе верили в Белое Пламя, и отголосок этого культа до сих пор слышен в имени нынешнего императора.
Эмгыр вар Эмрейс Деитвен Аддан ын Карн аэп Морвудд – «Белое Пламя, Пляшущее на Курганах Врагов».
Именно это является ключом к пониманию южной культуры. В отличие от нордлингов, нильфгаардцы куда более лояльно отнеслись к эльфскому народу, и сосуществовали они весьма успешно. «Чёрные» почитают за честь иметь кровь сеидхе в своей родословной. И, что самое главное, скорее всего именно отсюда растут ноги завоевательских амбиций императоров.
Более доступное объяснение: после взятия Константинополя османами, турецкий султан-завоеватель Мехмед II принял титул Кайзер-и Рум (Цезарь Рима). Таким образом оттоманские правители, фактически уничтожив последний осколок Римской Империи, сами объявили притязания на её наследие, дав повод для дальнейших походов на Запад. Турки почти взяли Вену и вторгались в Польшу. Аналогичная ситуация с Западной Римской империей: захватив греческие полисы, римляне присвоили себе столько культурных достижений эллинов, что… прямо скажем, вы сможете отличить римскую статую от греческой? Живопись? Одежду? Честно, я – нет. Здесь мог быть уместен и пример с варварами, разграбившими сам Рим, но в общем и целом этот сюжет скорее подходит королевствам Севера – именно они начали пировать на трупе эльфского королевства.
Весьма вероятно, что титул императора-военного вождя, идеи превосходства своей расы, язык, мода и шовинизм по отношению к т.н. «северным варварам» — это наследие чёрных сеидхе. Но у нас есть лишь косвенные доказательства такой теории. Однако, вне всяких сомнений, южная империя унаследовала от эльфов очень и очень много благодаря сожительству. Гораздо больше чем северяне. Это и есть причина технического и военного превосходства южан. Но есть и ещё один важный момент, который придаёт Нильфгаарду свой, особый стиль.
Маги в империи обязаны быть на службе государства. Да что там – государство в Нильфгаарде вездесуще, и это придаёт власти императора чёткий модерновый, диктаторский налёт. Известный факт: если бы не переворот Эмгыра вар Эмрейса, в стране давно установилась бы конституционная монархия. Однако нельзя сказать, что для подданных империи в этом случае, и для магов в частности, всё сложилось бы хорошо и радужно. В конце седьмой книги пана было ясно указано, что Северные Войны (по крайней мере вторая – точно) была выгодна прежде всего крупным промышленникам, и это они в значительной степени поддерживали её огонь. Кто бы ни был у власти – маги всё равно были бы связаны по рукам и вынуждены нести службу, а триста тысяч юношей и мужчин всё равно отправились бы на фронт. Как бы ни были культурны и изящны вельможи и дворяне Юга, они – все поголовно служат целям завоевания и несут бремя «белого человека».
И всё же, об армии. Триста тысяч человек под копьём – это даже не огромная, это попросту монструозная по размерам армия. Даже крупнейшая в Европе армия осман лишь к 18-ому веку достигла двухсот тысяч. И здесь мы видим ещё одну особенность устройства империи, и это особенность не только Нильфгаарда: внутри этого южного государства на деле есть ещё государства. Провинциям империи предоставлена широкая автономия, и эта свобода неоднократно становилась, и будет становиться проблемой до тех пор, пока империя не прекратит существование. Имперская элита центральных провинций, в чьих жилах течёт эльфская кровь – это лишь малая, хоть и самая пассионарная, яркая страта населения юга. Среди копий Юга есть меттинские варвары, назаирские рубаки, прошедшие гладиаторские арены, куртуазные рыцари из разных провинций – и многие из них не знают нильфгаардского. Или знают скверно. Просветительская миссия империи – дело многих сотен лет, и неизвестно нужна ли она её народам. Скорее всего когда-нибудь завоевания «чёрных» обратятся против них. Но кто знает, может быть Великое Солнце приведёт и нордлингов к светочу знаний.
Кстати о Великом Солнце. Религия коренных нильфгаардцев имеет реальный прототип, который роднит южан с римлянами, особенно восточной империей. Это культ Sol Invictus, «Непобедимого солнца», приверженцем которого был император Константин. Да, тот самый что основал Константинополь, а перед смертью принял крещение. Особенно забавен тот факт, что впервые этот культ начал практиковаться среди офицеров римской армии. В книге «Культы и религии нордлингов» южный автор даже упрекает северян в излишнем почитании Мелитэле, женского божества. В гностицизме, как известно, солнце ассоциируется с мужским началом – религия нильфов глубоко воинственна, но, по всей видимости, не настолько влиятельна как культ Вечного Огня. По крайней мере, имперской инквизиции в рядах «чёрных» мы ни разу не видели – да и зачем она им? Истории известны примеры, когда самые жестокие религии, практиковавшие человеческие жертвоприношения и вообще позиционировавшие себя как «вера для истинных воинов» — так и не распространились по свету, несмотря на агрессивность. И языческие культы всегда подозрительно хорошо уживаются вместе, порой сливаясь, а порой – образуя какое-то новое, синкретическое учение, не выходящее за границы определённой территории. Возможно, культ Великого Солнца – как раз такой случай. Нильфгаардцам свойственно сохранять баланс между прогрессом и традицией.
Нильфгаардская империя – одна из самых удивительных имперских солянок. В ней есть черты Римской, Византийской, Османской, Германской империй и даже Империи Запада Карла Великого с её эсхатологическим проектом объединения всех христианских земель для того чтоб спасти всех истинно верующих во время Страшного Суда. «Чёрные» — это собирательный образ европейской империи вообще, а не просто калька с какого-нибудь там энного Рейха. Их стиль – это собранные воедино модели поведения и эстетика многих стран и народов-завоевателей, которые сформировали нынешнюю карту мира. Нильфгаард – это империя, над которой не заходит Солнце.
Источник