В ближайшее время в России может заработать новая система авторских отчислений с компаний, ввозящих в нашу страну записывающее оборудование или чистые носители. Об этом сегодня журналистам рассказал председатель совета директоров Российского авторского общества (РАО) Сергей Федотов. В скором времени государство должно объявить конкурс на аккредитацию организации по управлению правами «в сфере прав авторов, исполнителей и производителей фонограмм на воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях». «Пользователь, копируя фильмы или музыку в бытовых условиях с лицензионных дисков на чистые носители – «болванки», по сути создает контрафакт, – объясняет Сергей Федотов. – Правообладатель, таким образом, ничего не получает, но и отследить это также невозможно. Поэтому во многих странах была принята так называемая система компенсаций». Когда в страну ввозится некоторое бытовое оборудование, позволяющее записывать музыку или кино, а также чистые носители для записи этого контента, на таможне взимается определенный процент. Дальше полученные средства распределяются по правообладателям. Это достаточно широкий пул авторов, среди которых исполнители, режиссеры, композиторы и т. д.
Пока в нашей стране эта норма не работает, потому что нет аккредитованной организации по этому виду деятельности. В конце прошлого года три общественные организации – Союз кинематографистов России, РАО и Всероссийская организация интеллектуальной собственности – вышли с инициативой к государству о создании новой структуры, которая будет специально заниматься работой с записывающим оборудованием и чистыми носителями.
Если эта система заработает, она принесет России только от сборов на таможне сотни миллионов долларов, полагает г-н Федотов. Определенный процент этих средств будет расходоваться на нужды отечественной культуры. Будет создан специальный фонд с участием правообладателей и деятелей культуры, а деньги пойдут на социально значимые проекты. Таким образом, данная аккредитация позволит получить новый источник внебюджетного финансирования нашей культуры, считают в РАО.
По итогам 2009 года РАО, несмотря на мировой экономический кризис, собрало на 28,6% больше авторских вознаграждений, чем годом ранее, – 2,777 млрд рублей.