Конфигурация компьютера Ksandr'a: Процессор: AMD Athlon X2 250 3GHz
ОЗУ: 4Gb DDR2
Видеокарта: ATI Radeon 5770 1Gb
ОС: Win7 64-bit Ultimate
Разрешение экрана: 1920х1080
Конфигурация компьютера Mort'a:
Процессор: AMD Phenom II X6 1090T
ОЗУ: 6GB DDR3
Видеокарта: MSI N480GTX-M2D15
ОС: Win7 64-bit Ultimate
Разрешение экрана: 1920х1080
Производительность и настройки графики
Итак начнём с того, что пожалуй с того, что волнует абсолютно всех - с видео настроек и оптимизации графики. Конфигурации наших компьютеров мы указали в самом начале. Я играл на высоких настройках графики, Валера на Ультре. На моей системе игра стабильно выдавала 30-40fps. У Валеры - 46-60fps. Далее мы начали ставить эксперименты. Как выяснилось, снижение графики до низких настроек практически никакого влияния не оказало на количество fps. А принудительно задранное AF до 16 и AA до 32 дало снижение на 10fps. Кроме того было замечено, что игра отлично работает с многоядерными процессорами. У меня было задействовано оба ядра, у Валеры все шесть, что в последнее время редкость. Подгрузок с винчестера во время игры практически незаметно было у обоих. Первая загрузка игры длилась около 15 секунд, последующие примерно 3-5 секунд. подгрузка локаций происходила на лету, практически не прерывая игровой процесс.
Анимация, кат-сцены и постановка диалогов
Что касается анимации, то она не вызывает нареканий. Единственное за что можно с натяжкой поругать игру это за несколько "деревянную" лицевую анимацию. Однако это целиком и полностью компенсируется постановкой диалогов и кат-сцен. Персонажи не стоят на месте как болванчики, а жестикулируют, ходят, хмурятся и даже стучат кулаками по столу при необходимости. Уже первый диалог с Трисс и вмешавшимся не вовремя стражником - произведение искусства. После ухода солдата Геральт продолжает разговор, параллельно одеваясь: застёгивает брюки, натягивает сапоги, накидывает перевязь с мечом. А камера тем временем выхватывает разные ракурсы совсем как в кино. Становится понятно, почему разработчики отказались от CG-роликов. Они просто не нужны при таком уровне исполнения.
Отдельного упоминания заслуживает постановка осады замка в прологе игры. Как по ходу самого игрового процесса, так и в заставка мы можем полюбоваться на гигантский лагерь с кучей палаток, требуше, метающие снаряды в замок. Пролететь над полем боя вслед за выстрелом из баллисты, посмотреть с высоты птичьего полёта на осаждённых. Анимирована каждая мелочь. Геральт неосторожно спрыгнул возле корзины с яблоками, и они рассыпались, запустил Аардом в солдата и тот с криком свалился со стены. Чтобы пробиться в запертую башню, солдаты молотами раздолбали прямо у нас на глазах дверь в щепы и выбили то, что осталось с ноги.
Боевая система
Вопрос анимации самым непосредственным образом связан с боёвкой и её внешним видом. Сам рисунок боя в значительной степени поменялся по сравнению с первой частью. Если раньше самое мясо начиналось на групповом стиле в окружении, теперь окружённый Геральт - мёртвый Геральт. С очень большой долей вероятности. С одной стороны танец смерти стал чуть менее фееричным из-за того, что Геральт обязан перемещаться по локации во время боя. Уходить от ударов. Но на самом деле от этого нельзя сказать что рисунок боя стал хуже, просто другой. В бою в основном используются две кнопки мыши - левая для быстрых ударов, правая для мощных. Мы пишем во множественном числе, потому что на самом деле таковых ударов очень много. Геральт может начать битву с разных ударов в зависимости от ситуации. Например, резко сократить дистанцию с прыжка и пырнуть противника. На короткой дистанции бой начнётся с другого удара. Ведьмак умеет бить в прыжке, из переката, назад и с разворота в бок. И это далеко не все вариации. Тайминг, кстати, на самом деле остался. Кликая в разном темпе на противниках, вы сможете наносить разные удары, связывая один с другим наиболее удачным способом. Правильное чередование быстрых и мощных ударов - залог успеха.
По началу очень сложно привыкнуть к необходимости блокировать удары. Если с одним-двумя противниками Геральт ещё может справиться в лоб, то появление первого же противника с щитом - жуткий геморрой. Даже после удара Аардом стражник со щитом может присесть оглушённый и прикрываться щитом дальше. Так что самый лучший способ для мечника здесь - заблокировать его атаку, а затем когда стражник раскроется быстро ткунть его мечом. Или можно дождаться пока стражник попытается налететь с разбега и ударить щитом, откатиться в последний момент в сторону и навалиться со всей мощью со спины, пока тот не успел обернуться.
Так что без применения различных тактик играть можно разве что на самом лёгком уровне сложности. Там у противников ощутимо меньше HP. Но не менее важную роль в боевой системе помимо ловкости пальцев играют и навыки Геральта. Некоторые из них решающим образом влияют на боевую систему. Например, сначала Геральт блокирует только удары противников спереди, а пинок со спины наносит ему двойной урон. По ходу прокачки один навык даст возможность блокировать удары со всех сторон, а другой снизит получаемый урон со спины. И это только парочка примеров. Развитие ветки Знаков может дать вам другое решение этой проблемы. Прокачанный знак Квен не только значительно снижает получаемый урон, но и отбрасывает противников в стороны, если те наносят Геральту удары.
Так или иначе в Ведьмаке 2 в равной степени важно тактическое мышление и хорошая реакция. В частности последняя понадобится для QTE. Некоторые фрагменты в игре полностью построены на их череде. Не успел - начинай фрагмент по новой. С непривычки может начать раздражать. Временами уж очень быстро нужно реагировать. Та же самая проблема в кулачных боях - с непривычки может показаться сложной. Хотя, когда привыкнешь, то получается красиво.
Стоит подробнее остановиться на противниках Геральта. Тот, кто говорит, что они тупые - сильно неправ. Несколько стражников будут нападать на Геральта одновременно, а не дожидаться, пока он с ними расправится по очереди. Арбалетчики весело стреляют и на рожон не лезут. А когда дело доходит до них, то откладывают арбалеты и хватаются за мечи.
Кстати противников обучили не только стандартной паре ударов. Вооружённые тяжёлыми двуручными мечами рыцари умеют устраивать тот ещё танец смерти. Попадёшь в такой вихрь ударов - мало не покажется. Как уже говорилось раньше, воины со щитами умеют пинать щитом с разгона и умело прикрываться им от ударов.
Отдельного разговора заслуживают монстры. Действуют они менее продуманно, зато гораздо более агрессивно. Наваливаются всей гурьбой со всех сторон, пытаясь окружить и сожрать. При чём машут лапами/клешнями/когтями и прочими конечностями они не в пример шустрее своих собратьев из первой части. Частенько нанося сразу по два удара.
Инвентарь, крафт и алхимия
Логическим завершением любого сражения является всевозможный лут. Этого добра во второй части стало ощутимо больше. Геральт теперь не только листики да цветочки с кустов срывает, но и может с собой таскать несколько мечей, элементов брони и кучу разного добра для крафта или модификации шмоток. Если раньше наш инвентарь был ограничен числом слотов, теперь у Геральта появился максимальный вес переносимых вещей, т.е. утащить-то он может и больше, но теряется возможность бегать и совершить перекаты. Соответственно биться становиться крайне сложно. Но к счастью, максимальный вес возможно увеличивать как за счёт специальных навыков, так и за счёт соответствующих свойств предметов. Новый инвентарь не сказать, чтобы стал супер удобным, но и хуже, чем в первой части его тоже не назовёшь. Вновь таки, просто другой. Все шмотки подписаны, сортируются по категориям, одеваются на Геральта простым перетаскиванием.
Броня встречается разного типа. Есть лёгкая, средняя и в теории тяжёлая, но нам она пока не встречалась. Речь, конечно идёт не о пластинчатых доспехах, а просто о более навороченных куртках. И соответственно предметы для крафта бывают разные. Например, кожа обычная, жёсткая и клёпанная. И это только один из вариантов. Сам Геральт умеет только алхимические снадобья варить да бомбы химичить. Для крафта ему необходимо найти своего специалиста. Кузнец, например, лучше всего сделает броню или меч, а вот за ловушками лучше обратиться к другому спецу.
Алхимия во второй части осталась точно такая же как и была. Нам всё также необходимы рецепты, чтобы смешивать элексиры. Некоторые мы знаем с самого начала, но многие ещё предстоит найти. Отличие в том, что теперь принимать свои настои Геральт может только заранее в режиме медитации. Во время боя ничего выпить уже не получится. В чём заключается обещанная мини-игра нам осталось непонятным. Так же появились особые ингредиенты - мутагены, использовать их вы сможете открыв особые способности в дереве развития, в которых есть специальные слоты под мутаген. Всё таки в игре огромное число нюансов. И охватить их все весьма непросто.
Отдельно стоит упомянуть собирательство. Если раньше вы могли зажать Alt, увидеть все подсвеченные предметы и весело побежать их собирать, то больше такой номер не пройдёт. Все специальные травы, ящики с добром и просто ключевые предметы вписаны в общий ландшафт и выделяются разве что еле заметными искорками, витающими вокруг них. Чтобы упростить себе поиск всякой всячины Геральт может воспользоваться своим медальоном. С помощью специальной клавиши вы можете его активировать. И по округе прокатится сканирующая волна. После этого некоторое, непродолжительное время все полезные места будут подсвечены особой аурой. Повторить сканирование можно будет через небольшой промежуток времени, когда медальон перезарядится. При приближении монстров медальон в интерфейсе начинает подсвечиваться агрессивной красной аурой, но не "прыгает" как в первой части. Кстати с помощью медальона теперь же ищутся и места силы, увидеть их можно только после сканирования медальоном. Если Геральт после этого зайдёт в такую точку, то он получит какой-то временный бонус.
AI, NPC, напарники
Мы уже говорили, что наши противники ведут себе как минимум адекватно на поле боя. Тоже можно сказать и об остальных участниках игрового процесса. NPC занимаются своими делами, ходят в таверну, но не пьют там в любое время дня и ночи на одном и том же месте. На обнажённое оружие обычные жители реагируют испугом, а от стражников можно и вовсе по шеям схлопотать. Деревни перестали быть оплотом бессмертных, где даже меч не достать. Тем не менее вырезать под ноль всех жителей вместе с ключевыми персонажами нам не дадут. Напарники или просто временные союзники тоже ведут себя в поле осознанно. Во время штурма солдаты ожесточённо сражаются, не толпятся на одном месте, не сбиваются в кучки. Добив одного противника тут же переключаются на нового.
Изредка к Геральту присоединяются напарники. Большую часть времени их действиями управляет искусственный интеллект. Но в отдельные моменты нам дают порулить и самим спутником. И квест про Лютика и суккубу - не единственный такой случай в игре. Но всё же большую часть времени Геральт, как и положено ведьмаку, бродит по миру сам.
Квесты, нелинейность, ведьмачья работа
Спешим развеять опасения, что из ведьмака Геральт превратился в мальчика на побегушках у короля. Хотя в прологе наш ведьмак и сопровождает Фольтеста во время осады, всю игру так продолжаться не будет. Водоворот сюжета подбрасывает Геральту самые разные ситуации и задания, с которыми будет не так-то просто справится. Тем более, что сложность многих заданий заключается не только в умении размахивать мечом, но и в сложных моральных дилеммах. Мы не будем спойлерить конкретные примеры, но за душу игра берёт много раз. Практически все задания, в том числе побочные, состоят из нескольких этапов и решаются несколькими способами.
Но и ведьмачьей работы на долю Геральта хватит выше крыши. Доски с заказами на монстров остались в игре, но даже эти задания не сводятся к пойди-убей-получи награду. В частности у многих монстров есть логова, и пока Геральт не придумает, как это логово уничтожить, твари буду появляться вновь и вновь. Помимо обычных монстров Геральту будут встречаться и особо крупные экземпляры, битва с которыми это уже целый вызов. А изредка нам предстоит встреча с "боссами" - сражение с такими тварями это как отдельный эпизод, перемежающийся QTE и кат-сценами. Так что ведьмак останется ведьмаком всегда, даже если время от времени ему приходится работать "не по специальности".
Отдельного упоминания заслуживают сюжетные развилки и последствия решений. Мы попробовали импорт сохранений и увидели разницу в сюжете уже в первых же диалогах. Удачно выполненный побочный квест в начале пролога может помочь вам выполнить сюжетный квест в его конце, или к примеру неправильно построенный диалог может привести к сюжетной смерти Геральта, что конечно означает Game Over. При повторном прохождении к концу первого акта за счёт других поступков мы увидели уже в значительной мере иное развитие событий, при чём разница была как в мелочах, так и в глобальных последствиях. Враг может внезапно стать другом, а друг врагом, игра постоянно подбрасывает сюрпризы и держит в напряжении.
Голоса, музыка, звуки окружающего мира
Многих очень интересовала звуковая составляющая игры. Так вот если вкратце - она на уровне! Саундтрек немного сменил акцент на большую пафосность, а фолковых мотивов стало немного меньше. Тем не менее ни один из музыкальных треков не вызвал неприятия или отторжения. Какие-то композиции просто удачно вписываются в общее настроение игры, но есть и заслуживающие оваций. Особенно композиторам удались боевые темы!
Мы играли в английскую версию, поэтому об уровне русской локализации можем судить как и все, только по выложенным в сети фрагментам. Стоит отметить, что диалоги в игре заковыристые и требуют серьезного знания английского, чтобы играть в оригинале. Сама речь довольно грубая. Во время осады замка ругань стоит до небес, ублюдки, имбецилы и говнюки - далеко не самые крепкие словечки из того, что можно встретить уже в прологе. Очень надеемся, что в русской версии это всё не потеряется и не заменится более полит корректными аналогами. Потому что атмосферу такие диалоги задают на отлично.
Отдельной похвалы заслуживают окружающие звуки, всё то, что незаметно создаёт общую атмосферу. Здесь они продуманы до мелочей шелест листвы, пение птиц, звон оружия, скрип корабля в порту и многое-многое другое. Такое внимание к мельчайшим деталям озвучки не может не радовать.
Баги и недостатки
Сложно быть объективным, когда пишешь об игре, которую так долго ждал, но мы постараемся. Превью-билд оказался отлично оптимизирован, как вы уже могли понять. Вылеты случались у обоих, но на карточке ATI их было гораздо меньше. Судя по всему здесь есть проблема в незаконченной реализации совместимости nVidia с игрой, что удивляет. Проседаний FPS замечено почти не было, игра шла более-менее ровно. Пару раз внезапно начиналась утечка памяти, от которой спасал перезапуск игры, но как написано в пояснении к билду, об этом баге известно. Также изредка встречались глюки камеры, когда она влетала в скалу или делала рывок в строну, но сильно играть это не мешало. Кое-где не хватало фрагментов текста в подсказках и тому подобные мелочи. Если общее количество глюков и багов останется в финальной версии хотя бы тем же самым, то Ведьмака 2 уже можно будет считать на редкость стабильной игрой.
Что касается недостатков, то пока что Геральт временами тупит и не хочет ставить блок или перекатывается совсем не туда, куда ты его направлял. Стоя вплотную к противнику временами не удаётся нанести быстрый удар. Ну и баланс сложности ещё наверняка будут править. Insane в настоящий момент просто самоубийство. А вот денег и всякого барахла при должном старании набирается сразу куча. Так что игровой баланс ещё предстоит дополировать. Но даже сейчас это не сильно портит впечатление от игры.
Общие впечатления
Превью на то и "пре", что делать окончательные выводы по нему нельзя, но одно уже ясно совершенно точно, провала не будет! Мы сошлись во мнении, что игра смотрится как минимум не хуже своей предшественницы. Конечно, олдскульные фанаты могут остаться недовольными рядом нововведений, но если говорить объективно, то из увиденного конкретно хуже не стал ни один элемент игры. Да, игра сильно изменилась, но это всё тот же Ведьмак. Игра - истинный наследник творения Анджея Сапковского, но как всякий ребёнок, не точная его копия. Гамма игры стала насыщенней, но сама игра осталась мрачной. Лес пестрит зеленью, но он опасен как никогда раньше. Боевая система потребует привыкания даже больше, чем в первой части. Но те, кто её освоят в полной мере смогут устраивать истинный танец смерти. Поляки производят впечатление людей, которые точно знают чего хотят. Если финальная версия будет хотя бы не хуже того, что мы увидели в превью-версии нас ждёт однозначный хит, главный претендент на игру года.
CD Projekt RED, не подведите!